Доклад на тему: «Выявление, сопровождение и поддержка талантливых детей среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития способных и талантливых детей. Одарённость – это сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больший или меньший успех в выполнении той или другой деятельности. Различают три уровня одарённости: способность, талант, гениальность. Способный копирует по готовому образцу, талантливый создаёт новое, оригинальное, гениальный генерирует новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Почему сегодня ведётся разговор о развитии и поддержке способных и талантливых детей? Да потому что таланты создают особое творческое напряжение в молодёжной среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но и неотъемлемая часть культурно – образовательной политики, без планомерного осуществления которой не решить проблему создания инновационной экономики. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей. Многочисленные примеры показывают, что работа по выявлению и развитию талантливых детей в России, несомненно, ведётся и имеет много положительных результатов, однако до сих пор трудно назвать эту работу системной. В сложившейся ситуации всё более актуальным становится вопрос о целесообразности разработки и реализации комплексной национальной системы поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодёжи. Эта система призвана объединить различные формы поддержки всех видов творческой деятельности молодого поколения, стать массовой и доступной, обеспечить возможность быть замеченным, независимо от того, в каком образовательном учреждении и каком регионе обучается ребенок, к какому социальному слою он принадлежит. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировавшихся способных и талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления их достижений. В нашей школе для детей с ограниченными возможностями здоровья выстроена своя пробная модель поиска, сопровождения и поддержки талантливых детей, а также создана общая среда для проявления и развития способностей каждого ребёнка. Организация работы с детьми с ОВЗ очень актуальна. Дети с ОВЗ являются особой социально незащищённой группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование личности. Ограниченные возможности здоровья — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Патологические процессы, развивающиеся у лиц с ОВЗ, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой - вызывают комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, эмоциональной вялостью, невысокой мотивацией к самостоятельной деятельности, слабостью адаптивного потенциала или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью и антисоциальными установками. С точки зрения жизненной ситуации, для лиц с ОВЗ характерны отчуждённость, неудовлетворённость своим положением, отторженность от жизни общества. Все семьи, воспитывающие детей с ОВЗ имеют также свои особенности: 1) гиперопека - неадекватные представления о потенциальных возможностях ребёнка; 2) стиль холодного общения - низкий эмоциональный контакт с ребёнком; 3) стиль сотрудничества - идеальная форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности; 4) авторитарный стиль - требование неукоснительного выполнения, не учитывая интеллектуальных возможностей ребёнка. Вследствие этого возникают разные барьеры, которые не позволяют ребёнку с ОВЗ принимать активное участие в жизни общества. Общество же, в свою очередь, обязано помочь детям с ОВЗ, для того, чтобы они могли жить активной и независимой жизнью. Поэтому целью нашей работы стало создание оптимальных социально – педагогических условий для гармоничного развития талантливых школьников с ОВЗ на период обучения в школе и становления личности. Цель достигается решением следующих задач: 1) формирование профессиональной элиты; 2) создание условий для творческой работы с учащимися; 3) развитие направлений работы с талантливыми детьми; 4) наставническая и психологическая поддержка педагогов; 5) тесное взаимодействие общего и дополнительного образования; 6) сотрудничество с родителями. Пробная модель системы выявления, сопровождения и поддержки талантливых и способных детей в ГБС(К)ОУ школе-интернате № 1 VI вида г. Ейска Краснодарского края.
Творческая образовательная среда в школе как условие развития способностей и талантов. I.Условия работы: 1) сохранение индивидуальности ребёнка; 2) поддержка его познавательной потребности; 3) изучение особенностей. II. Направления работы: 1) создание условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся; 2) создание индивидуальных условий для развития способных и талантливых детей. III. Содержание работы: 1. Анализ развития учащихся школы, выявление способных и талантливых детей: а) анализ особых успехов и достижений школьников; б) создание базы данных по талантливым и способным детям; в) диагностика потенциальных возможностей. 2.Помощь учащимся в самореализации их творческой направленности: а) индивидуальная и дифференцированная работа; б) внедрение интерактивных технологий; в) создание ситуации успеха и уверенности; г)организация творческих конкурсов, выставок, олимпиад, предметных недель, КВН, фестивалей, исследовательской деятельности и пр. 3.Организация воспитательного процесса и системы оказания дополнительных образовательных услуг: а) создание условий для социальной адаптации (совет школы, класса, внеклассная работа, творческие дни и т.д.); б) создание системы поощрения и стимулирования (грамоты, премии, ценные подарки); в) организация тур. поездок, экскурсий, походов; г) организация системы кружков, спортивных секций, факультативов, творческих объединений. 4. Работа с родителями: а) психологическая поддержка; б) педагогические консультации; в) организация совместной деятельности. 5. Включение в работу учителей, обладающих определёнными качествами: а) профессиональная грамотность и увлечённость своим делом; б) компетентность, способность к экспериментальной и творческой деятельности; в) психолог, умелый организатор учебно – воспитательного процесса; г) сопровождение детей в период самореализации. 6. Введение форм поощрения и стимулирования талантливых учителей и преподавателей, добившихся значимых успехов в подготовке воспитанников к творческим конкурсам. Для развития способностей обучающихся в школе были созданы следующие условия: увеличилось количество часов на организацию факультативных, кружковых и секционных занятий. Дополнительными образовательными услугами (охвачено 95,7%) Наименование кружков Технические 2 (13 обучающихся) Эколого – биологические 2 (57 обучающихся) Туристско – краеведческие 2 (25 обучающихся) Спортивные 6 (60 Обучающихся) Художественного творчества 8 (70 обучающихся) Факультативы 10 (71 обучающийся) После того, как были созданы вышеперечисленные условия, запущена пробная модель системы выявления и поддержки талантливых детей, было выявлено: 12 спортивно одарённых детей, 4 интеллектуально способных ребёнка, 15 художественно талантливых школьников, что составляет 13% от общего количества учащихся. Проведён анализ успехов и достижений этих учащихся, диагностика их возможностей и создана база данных по способным и талантливым детям. На следующем этапе осуществлялась помощь, создавались условия для самореализации их творческой направленности, ситуации уверенности и успеха, велось индивидуальное сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, внедрён метод оценивания успехов путём создания портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, который поддерживает высокую мотивацию и поощряет активность. Эта работа дала неплохие результаты: Количество наград, полученных учащимися за последние 3 года разных уровней (всероссийские, краевые, региональные, районные) 2008 – 2009 3 дипломанта, 7 лауреатов, 6 шесть – I - ых мест, 1 грамота 2009 – 2010 3 дипломанта, 3 лауреата, 2 призёра, четыре – I - ых места 2010 – 2011 8 призёров, восемь - I - ых мест, 2 грамоты
Работа, проводимая в нашей школе, имеет практическую значимость, которая заключается в оптимизации социально – педагогической работы с детьми с ОВЗ. При комплексном взаимодействии системы выявления, сопровождения и поддержки талантливых детей, общего и дополнительного образования можно достичь такого уровня адаптации детей с ОВЗ, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие страны. Талантливая молодёжь – богатство нации, её творческий потенциал. Поэтому заботу о развитии талантов детей следует рассматривать как заботу о будущем нашего государства.