Понедельник, 06.05.2024, 10:57

Про мир и дом, где мы живем!

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) как средство повышения качества обучения на уроках и кружковых занятиях ИЗО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) как средство повышения качества обучения на уроках и кружковых занятиях изобразительного искусства
/Докладчик: Афонина В.В. – воспитатель, учитель ИЗО по внутреннему совместительству, руководитель кружка ИЗО « Радуга» в ГБС(К)ОУ школе – интернате №1 VI вида г. Ейска Краснодарского края./

Мы живём во времена высоких компьютерных технологий. Человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. Поэтому школа должна формировать у учащихся новые навыки :
- умение адаптироваться и найти себя в современном мире;
- умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям;
- осваивать новые технологии.
Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), так как:
•применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся ЗУН, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
•ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
•применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования

Информатизация образования должна помогать решению двух задач школы:
1. образование - для всех, 2. новое качество образования – каждому
В наше время быстро меняется восприятие ребенка, он живет в мире символов и знаков, в мире электронной культуры. Поэтому учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке.
Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео - записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров искусства. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Какова же цель применения ИКТ?
Цели использования информационных технологий на уроке:
• сделать урок современным;
• приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он в наше время больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;
•повысить наглядность учебного материала;
•расширить спектр активных методов обучения;
•разнообразить содержание учебного материала;
•разнообразить формы подачи учебного материала.

Задачи:
• воспитание духовно и эстетически развитого человека;
• развитие способности к художественному творчеству;
• активизация практической деятельности художественно – эстетической направленности;
• развитие потребности в общении с искусством;
• развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий;
• развитие умения находить нужную информацию, обрабатывать её и представлять.
Цели и задачи возможно решить, создав определённые условия. Условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:
•кабинет, оснащённый современной техникой;
•система уроков по ИЗО с приложениями;
• Интернет – ресурсы;
•Создание электронной базы кабинета ИЗО.
Какова же роль ИКТ в учебном процессе?
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование новых технологий стало обычным в деятельности учителя предметника. По данным современных исследований, в памяти человека остается: 1/4 часть услышанного материала;
1/3 часть увиденного;
1/2часть услышанного и увиденного одновременно;
3/4части материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса.
На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую как готовые программные средства, так и созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Я работаю в школе – интернате для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата по трём образовательным программам VI вида(общеобразовательная), VII вида( для детей с ЗПР) и VIII вида( для детей с нарушением интеллекта) . Организация работы с детьми с ОВЗ очень актуальна, потому что они являются особой социально незащищённой группой населения. Особенности детского здоровья и развития оказывают существенное влияние на формирование его личности. Ограниченные возможности здоровья — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Патологические процессы, развивающиеся у лиц с ОВЗ, вызывают комплексы неполноценности, которые характеризуются тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, эмоциональной вялостью, невысокой мотивацией к самостоятельной деятельности, слабостью адаптивного потенциала.
Поэтому педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
•повышение качества знаний учащихся с ОВЗ;
•обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с нарушением в развитии;
•обеспечение условий для адаптации ребят с ОВЗ в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
•совершенствовать накопленные и создавать новые компьютерные продукты по искусству, с учётом маршрута обучения;
•продолжать разработку методик использования ИКТ;
•внедрять методические материалы в образовательный процесс;
•совершенствовать свою профессиональную ИКТ - компетентность;
•обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.
•проводить психологические исследования и диагностику деятельности ученика с целью определения степени влияния ИКТ на его психическое и физическое состояние.
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
1. Урок с мультимедийной поддержкой
2. Урок с компьютерной поддержкой
3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет
К сожалению у нас в школе нет кабинета ИЗО, оборудованного современной техникой, но помимо традиционных уроков я максимально стараюсь применять уроки с использованием ИКТ, проводя их в других кабинетах: компьютерной машинописи и основ делопроизводства, кабинете начальных классов, в зале для игр и отдыха, где установлена система мультимедиа в то время, когда они свободны, заранее договариваясь с зав. кабинетами.
В своей работе я использую 2 варианта: урок с мультимедийной поддержкой и урок с компьютерной поддержкой. Фронтальные уроки с выходом в Интернет нам пока недоступны, но в библиотеке, для пользования учащимися, установлено 2 компьютера с выходом в Интернет. Школьники имеют возможность быть не просто пассивными поглотителями информации, но и самостоятельно добывать и представлять её. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта вызывает живой интерес у учащихся. При выполнении задания они показывают самый высокий уровень самостоятельности - это творческий. Ребята с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации. Вот некоторые темы проектов: «Творчество И.И. Шишкина», « Искусство Гжели», « Великие иконописцы», «Памятники и мемориалы», «Искусство Икебаны» Конечно же такие задания я даю учащимся старших общеобразовательных классов. В школе есть стенд «Мир искусства», информацию к которому подбирают сами школьники по моему заданию на определённую тему. Информация, добытая своим трудом, вызывает больший интерес к ней.
Уроки с мультимедийной поддержкой я применяю для:
• изучения нового материала;
• закрепления пройденного;
• обобщения и систематизации знаний.
При его проведении меняется роль учителя, который становится, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономия учебного времени составляет до 30%. Я не думаю о том, что мне не хватит места на доске, не беспокоюсь о том, какого качества мел и понятно ли все написанное. Экономя время, увеличивается плотность урока, он обогащается новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда отворачиваешься к доске, теряется контакт с детьми. В режиме же мультимедийного сопровождения всегда вижу реакцию учеников, вовремя реагирую на изменяющуюся ситуацию.
В нашей школе, как и в других, проводятся предметные недели. Традиционно предметная неделя начинается с линейки, которая посвящена теме недели. На этих линейках я использую мультимедиа презентации. Вот некоторые темы, проведенных линеек: «Прикоснись к прекрасному», «В.И. Суриков, его жизнь и творческий путь», «Путешествие по Третьяковской галерее», «Наш друг кинематограф» и др. Заканчивается предметная неделя проведением общешкольного мероприятия, на котором также применяется мультимедиа презентация, например, «Путешествие в город мастеров», «Искусство вокруг нас», « К истокам народных промыслов» и пр.
Небольшие презентации я готовлю к урокам по творчеству того или иного художника, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:
•можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом во время опроса;
•позволяет ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
• позволяет ученикам с ОВЗ, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.
Считаю, что использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
•обеспечивает визуальное восприятие информации;
•обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
•иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали и достоинства художественного произведения;
•позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Уроки с компьютерной поддержкой провожу, к сожалению, не так часто как хотелось бы, так как он возможен, когда в кабинете установлены компьютеры для учащихся.
Такие уроки целесообразны:
- для закрепления пройденного материала;
- для организации дифференцированного обучения с учетом индивидуальных, психофизических особенностей, уровнем подготовленности детей;
- для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме .
Проводя тест – опросник с учащимися 7 – 8 классов, получила следующие результаты: 86% учащимся нравятся уроки с мультимедийной поддержкой, 100%учащимся нравятся уроки с компьютерной поддержкой и естественно все учащиеся хотели бы работать на уроке с компьютером, имеющим выход в Интернет.
Помимо уроков ИЗО, я веду кружок изобразительного искусства «Радуга». Дополнительное образование в нашей школе является важным звеном системы школьного образования и создаёт условия для развития творческих способностей школьников. Учащиеся лишены возможности посещать музеи, галереи, выставочные залы, знакомиться с произведениями отечественного и мирового искусства. Одного часа в неделю изобразительного искусства в школе недостаточно, чтобы развивать в ребёнке творческое начало. А в кружке учащиеся имеют возможность удовлетворить свои потребности, склонности к любимому занятию — рисованию. На уроках у ребёнка зарождается интерес к творческой работе, в кружке этот интерес можно развить и углубить. Все технологии, которые я использую при проведении уроков, стараюсь применять на кружковых занятиях, включая виртуальные экскурсии. Занятия в кружке дают возможность расширить знания учащихся с ОВЗ об изобразительном искусстве, строить работу, опираясь на возрастные и психофизические особенности и возможности детей, дифференцированно распределять задания, осуществлять индивидуальное сопровождение, определять формы и методы проведения занятий, способствовать коррекции нарушенных функций. Программа помогает обучить детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Благодаря занятиям в кружке у школьников появляется способность к сосредоточению, повышается самооценка, облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивными детьми, ослабляется возбуждение у слишком эмоционально — расторможенных детей, появляется увлечённость, и воображение. И чем увлечённее ребёнок, тем сосредоточеннее он становится. В школе – интернате, как и в любой другой школе, проводятся всевозможные конкурсы, выставки детского творчества. Фото и итоги конкурсов размещаются в интернете на сайтах: сайт воспитателей, сайт педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги художественно – эстетической направленности «Про мир и дом, где мы живём», сайт «Жизнь школы». Все результаты и достижения учеников могут видеть их родители, родственники, друзья, что способствует повышению мотивации, дает возможность обзора творческих способностей и достижений не только в школе.
К результатам своей деятельности я отношу:
•положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ;
•обретение учащимися компьютерной грамотности;
•возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний ;
•повышение уровня использования наглядности на уроке;
•повышение производительности урока, и качества знаний;
•возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций.
Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;

Было проведено исследование: проведен традиционный урок и урок с применением новых технологий на одну и ту же тему в разных классах. Результат: качество усвоенных знаний учащимися составило: 63% и 89% соответственно. Поэтому работу с применением ИКТ считаю эффективной.
Категория: Мои статьи | Добавил: Valentino (12.04.2012)
Просмотров: 4396 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: