Понедельник, 06.05.2024, 11:29

Про мир и дом, где мы живем!

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей детей с ДЦП на кружковых занятиях
Статья опубликована в сборнике статей по материалам Всероссийской заочной научно - методической конференции. Автор статьи: Галюта Е.Ю. /2012 год/
Развитие творческих способностей детей с ДЦП
на кружковых занятиях

Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги.
Я веду кружок «Школа рукоделия», мы с детьми занимаемся одним из видов складывания бумаги – модульное оригами. Это древнее японское изобретение, при котором «голова работает руками», и очень успешно. Идея модульного оригами настолько проста, что проще не бывает. Все начинается с того, что дети складывают треугольники, их называют модулями. А этот маленький бумажный треугольничек таит в себе фантастические возможности. По другому эту технику можно было назвать модульный конструктор. Ведь, освоив несколько приемов соединения, можно создавать самые разные поделки – животных, растения, людей, сооружения и т.д. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Ручной труд способствует развитию мыслительной деятельности. Больным ДЦП оригами помогает бороться с болезнью. У меня в кружке занимается 11 ребят, из них у 7 детей диагноз ДЦП. Это: Геворкова Кристина, Архипов Денис, Бабушкин Максим, Зайнутдинов Константин, Кузьмичева Екатерина, Нестеренко Виктория, Сергань Алексей.
В процессе складывания бумаги, в этом увлекательном занятии сходятся самые разнородные психофизиологические механизмы. Это моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Например, сложив фигурку зайчика, ребенок переходит к игре в готовую фигурку. Рисует последовательность складывания, понравившегося изделия, читает новые схемы. В обычном листке бумаги прячутся бесчисленные фигурки цветов, зверей, насекомых. Надо только извлечь их из небытия, вдохнуть в них живую душу. Тогда листок оживет и превратится во всевозможные конструкции, начнет удивлять и радовать, будить фантазию. Такая смена внимания предупреждает локальные перенапряжения и переутомления у детей с ДЦП при насыщенной разнообразной моторной и мыслительной работе.
Родители, учителя и я как руководитель кружка заметили, что у детей, которые занимаются у меня в кружке, изменилось отношение к учебе. У них повысилась внимательность, собранность, укрепилась дисциплина, быстрее работает ум. Дети с ДЦП стали более уверенными в своих силах и способностях, у них снизился уровень тревожности. Совместное творчество детей надолго остается у них в памяти, что помогает детям найти контакт со сверстниками. У учащихся есть возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность, раскрыть творческий потенциал. Вовремя выявленный интерес у детей к творчеству отнимает место у лени и скуки.
В процессе обучения детей искусству модульного оригами, я на своих занятиях создаю комфортные материальные условия и теплую творческую атмосферу, которая способствует устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению работы. А в целом повышает уровень сформированности мелкой моторики рук у детей с ДЦП в процессе обучения технике «модульное оригами».
Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок я организовала выставку образцов. Дети с большим интересом их рассматривают, этот процесс стимулирует их к творчеству, дает возможность выбрать поделку по степени сложности. Ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для получения нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом оригами, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи. Модульное оригами – это творческое занятие, в процессе которого дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества бумаги на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности на занятиях в кружке.
Таким образом, в процессе занятий моего кружка «Школа рукоделия» эффективно развиваются творческие способности моих воспитанников.
Категория: Мои статьи | Добавил: Valentino (03.10.2012)
Просмотров: 4459 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: